Главная цель этого глобального процесса в компании – учесть и сопоставить все данные бухгалтерского учета реальному положению дел. При проверке учитываются здания, оборудование, капиталы и многое другое. Любая позиция, которая касается работы организации, должна проходить в отчетности.
Для начала следует найти честного подрядчика для оказания услуг по восстановлению бухгалтерского учета. И только после того, как фирма уверена в правильности всех данных, проводится инвентаризация.
Как проходит инвентаризация
Перед работой на фирме формируется основной приказ и определяется инвентаризационная комиссия, которая будет нести ответственность за достоверность данных учета. Ее могут проводить как сотрудники предприятия, так и подрядчики со стороны. Работает такая комиссия в присутствии материально ответственного лица. Можно создать несколько комиссий, разбив работу по секторам – счета, товары, ценности и так далее.
Основные средства
Для их проверки необходимы:
- инвентарные карточки, описи и другие средства учета – бумажные, электронные,
- технические паспорта,
- документы на все средства, которые находятся в распоряжении предприятия.
Цель учета основных средств – понять, как они работают, какую пользу приносят и есть ли от них доход.
Долгосрочные активы к продаже
Согласно действующему законодательству, объекты основных средств, которые фирма хочет выставить на продажу, должны быть переведены в соответствующий разряд. На них не распространяется амортизация и в балансе им выделена отдельная категория. Данные о них можно собрать в документах с соответствующим решением о продаже
Долгосрочные активы к продаже – это предназначенные для продажи материальные ценности, материалы, запчасти и многое, многое другое.
Нематериальные активы
При инвентаризации нематериальных активов проверяется:
- наличие документов на права использования их предприятием,
- правильность их отражения на балансе.
Имущество на хранении
Есть имущество, которое не принадлежат фирме, но числится на ее балансе: арендованные вещи, охраняемые, полученные для утилизации и так далее. Все это также подлежит инвентаризации и отдельным имущественным описям. Не играет роли право собственности – все инвентаризируется для создания отчетности.
Ценные бумаги
Когда фирме необходимо провести учет ценных бумаг, нужно обязательно учесть:
- правильность их оформления,
- реальную стоимость,
- сохранность,
- полученные по ним доходы.
Таким образом, владея активами, например, акциями, нужно проверить их срок годности, какие суммы фигурируют. Ценные бумаги считаются активным вложением компании, и если, например, фирма не существует, то и бумага как таковая теряет актуальность.
Расчеты
Инвентаризация расчетов обязательна по всем контрагентам. Займы и кредиты учитываются с учетом процентов, показанных на конец периода отчетности. Все суммы по расчетам с банками должны быть согласованы с бюджетом. Найденные случайным образом нестыковки списываются или обжалуются в налоговой. Расчеты в бухгалтерских документах и фактические должны обязательно совпадать.
Резервы
Для инвентаризации важны и показатели резервов на:
- отпускные сотрудникам,
- выплаты вознаграждений,
- гарантийный ремонт.
Товары в пути
Расчеты с поставщиками и подрядчиками по товарам, которые идут к вам или от вас, также регламентируются законодательством. Если вы заказали товар, который приедет через несколько месяцев, право собственности уже принадлежит вашей организации. Даже если у вас пока нет документов, в балансе фирмы все должно быть отражено.